ЦТКиФСР
Центр ДО
Центр-ОМР
Центр ХЭО
ОБРАЗЦОВЫЙ ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ
«ФОЛЬКЛОРНЫЙ АНСАМБЛЬ
«СИБИРОЧКА»
АНСАМБЛЬ ДЕТСКОЙ ЭСТРАДНОЙ ПЕСНИ
«ВЕСЕЛЫЙ ВЕТЕР»
«СТУДИЯ АКРОБАТИКИ И ТАНЦА «КОМПЛИМЕНТ»
«СТУДИЯ ХОРЕОГРАФИИ «РАДУГА»
СТУДИЯ ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА
«ФАНТАЗЕРЫ»
СТУДИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА
«ЗЕРКАЛО»
DJ STUDIO
МУЗЫКАЛЬНАЯ СТУДИЯ "АНСАМБЛЬ ГИТАРИСТОВ"
ТЕАТРАЛЬНАЯ СТУДИЯ "ОВАЦИИ"
ТЕАТР НАЦИОНАЛЬНОГО ТАНЦА «ЯСМИН»
Детский центр профессий «Город Мастеров»
Театр-студия "Креатив"
«Хобби Центр»
На главную
Центр научно−методической работы
Центр СПР
Центр социально-педагогической работы
Подготовка к школе «Росток»
Школа художественно-эстетического развития «Маленькая страна»
«Группы психолого-педагогической поддержки для детей с ОВЗ и их родителей
Ассоциация волонтеров
"Доброе дело"
«ID - Media» - детское и молодежное телевидение
«Танцевальная ритмика»
«Fun school - школа английского языка»
На главную
Центр ДОТ
ЦБДД
ЦТиПТ
АНО «Социальное партнерство»
Описание модели методической службы
методической деятельности
МАУ ДО «Детско-юношеский центр «Орион»
г. Новокузнецка
Методическая работа детско-юношеского центра «Орион» носит непрерывный, це-ленаправленный характер, позволяет теснейшим образом связать педагогическую теорию с практикой, каждому педагогу активно участвовать в разработке дополнительных обще-образовательных общеразвивающих программ, освоении и совершенствовании педагоги-ческих технологий. Центр научно-методической работы в ДЮЦ «Орион» предоставляет возможность членам педагогического коллектива принимать активное участие в планировании, разработке, апробации инноваций, в проведении экспериментов, стимулируя развитие педагогического творчества.
Работа с педагогическими кадрами центра построена как система взаимосвязанных действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива. Ее основа – достижения педагогической науки, передовой педагогический опыт и анализ происходящих педагогических процессов.
Направления и содержание деятельности центра научно-методической работы ДЮЦ «Орион» охватывает тот круг проблем, которые связаны со спецификой педагогической работы с детьми в сфере дополнительного образования в контексте современной государ-ственной образовательной политики.
Модель организации профессионального саморазвития педагогов дополнительного образования «Детско-юношеского центра «Орион» включает в себя четыре взаимосвязанных блока: целевой, содержательный, технологический и результативный.
Целевой блок модели определяет цель, которая заключается в эффективном управлении профессиональным саморазвитием педагогов дополнительного образования.
Содержательный блок модели складывается исходя из цели. Включает в себя теоретические, методические и практикоориентированные аспекты, формирования компетенций в различных областях деятельности, представленные в проекте профессионального стандарта педагога дополнительного образования, а именно:
организация деятельности обучающихся, направленная на освоение дополнительной общеобразовательной программы;
организация досуговой деятельности обучающихся;
обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания;
педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы;
разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы;
организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ;
мониторинг и оценка качества реализации педагогами дополнительных общеобразовательных программ;
организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ;
проектная и исследовательская деятельность.
Ядром представленной модели организации профессионального саморазвития педагогов дополнительного образования является технологический блок, который включает в себя комплекс управленческих действий по организации условий эффективного профессионального саморазвития педагогов дополнительного образования.
Результативный компонент модели профессионального саморазвития включает анализ содержания и оценку результатов деятельности педагогов дополнительного образования, сопоставление их с намеченными целями, исходя из спроектированной траектории собственного образовательного маршрута и индивидуальной образовательной программы, презентации педагогического опыта, создание электронного портфолио, участия в конкурсе профессионального мастерства «Педагогические таланты Центра».
Система методической работы МАУ ДО «Детско-юношеский центр «Орион» стро-ится на принципах целостности и многоуровневости, состоит из множества взаимосвязанных между собой субъектов.
В том числе:
• Центр научно-методической работы;
• Педсовет Центра;
• Научно-методический совет Центра;
• Методические объединения:
• Школы повышения профессионального мастерства педагогов («Профессионал»; школа молодого педагога);
• Сайты (официальный сайт Центра, сайт педагогической общественности «Воспи-тать человека», сайт «Спортивный туризм и спортивное ориентирование», личные сайты педагогов)
• Аттестационно-квалификационная комиссия.
Деятельность каждого субъекта методической системы строится согласно единой методической темы учебного года, в соответствие с Программой развития МАУ ДО «ДЮЦ «Орион», перечнем образовательных услуг Института повышения квалификации г. Новокузнецка и Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования г. Кемерово. Субъектами системы методической системы МАУ ДО «Детско-юношеский центр «Орион» осуществляются основные виды методической деятельности:
-самообразование;
- методические исследования;
- описание и обобщение передового опыта;
- создание методической продукции;
- обучение педагогических кадров, методическое руководство;
- методическая помощь;
- методическая коррекция;
- профилактика профессионального выгорания педагогических кадров.
Центр научно-методической работы.
- методическая;
- компьютерная;
- видеотека;
- конференц-зал.
Медиатека реализует информационную функцию и ее задачей является создание «банка данных» актуального управленческого и педагогического опыта, его обобщение и пропаганду для повышения профессионального уровня управленческих и педагогических работников не только ДЮЦ «Орион», но и города Новокузнецка, а также Кемеровской области.
В библиотечной зоне формируются фонды:
1. специальной литературы: педагогической, методической, управленческой, специальной по направлениям образовательной деятельности;
2. нормативных документов;
3. газетно-журнальный;
4. методическая выставка.
В видеотеке содержится фонд видеозаписей учебных видеофильмов, а также записей открытых занятий педагогов Центра, которыми можно воспользоваться для обучения и обмена опытом.
Компьютерная зона объединяет фонд компьютерных программ, методической продукции на электронных носителях, электронными каталогами и базами данных и оснащается компьютерами, принтером, сканером.
Методическая зона являет собой совокупность систематизированных методических материалов, собранных для оказания конкретной методической помощи определенным категориям специалистов.
Конференц-зал служит для проведения семинаров, тренингов, педагогических гостиных, конференций, занятий школ повышения профессионального мастерства, круглые столы и другие мероприятия.
На базе медиатеки может осуществляться самостоятельная работа педагогических работников, а также проводятся индивидуальные и коллективные консультации, организуются методические выставки и педагогические чтения.
Результатом деятельности медиатеки являются подготовленные информационные бюллетени, инструкции, памятки, методические разработки, учебные видеофильмы.
В медиатеке Центра собрана обширная методическая база, включающая материалы из опыта работы педагогов на экспериментальной, инновационной основе, нормативно-правовая база, составляется электронная база данных структурных подразделений центра. В медиатеке сосредоточена необходимая оргтехника, информационно-техническое обеспечение, постоянно пополняющийся и обновляющийся библиотечный фонд. В систему деятельности медиатеки и методического отдела в целом входит библиографическая работа, специальная методическая обработка литературы (составление электронных тематических каталогов, обзор периодической печати и пр.), подготовка информационных и фондовых материалов.
Педагогический совет является органом самоуправления педагогической общественности, объединяющим педагогических и административных работников ДЮЦ "Орион", рассматривает вопросы состояния и совершенствования деятельности коллектива, принимает решения о содержании, планировании и организации образовательной, методической и иной деятельности, определяет направления повышения профессионального мастерства и квалификации педагогических кадров. При необходимости совет создает своим решением и регламентирует деятельность временных комиссий для изучения отдельных вопросов, подготовки и принятия соответствующих решений и организации их исполнения, либо делегирует данные вопросы для решения в рамках работы научно-методического совета, методических объединений центра.
Научно-методический совет. является коллективным профессиональным объединением, состоящим из педагогов, руководителей структурных подразделений, методистов, стремящихся осуществлять преобразования в Центре на научно-методической инновационной основе, руководствуясь основными концептуальными положениями, подходами, идеями.
Научно-методический совет призван координировать усилия различных служб, подразделений Центра, творческих педагогов, направленные на повышение качества образовательного процесса, осуществлять управление опытно-экспериментальной и научно-исследовательской деятельностью учреждения.
Научно-методический совет: рассматривает, вырабатывает, оценивает стратегически важные предложения по развитию Центра, отдельных его подразделений, по научно-методическому обеспечению образовательных процессов, в том числе инновационных.
Методические объединения создаются для организации методической работы педагогов ДЮЦ «Орион». Основная цель деятельности МО заключается в повышении профессионального мастерства, обмене передовым опытом работы, ликвидацией разницы между фактически существующей и необходимой, требуемой подготовкой педагогов дополнительного образования по определенному направлению деятельности.
Объединение сотрудников происходит на основе специализации их работы, по профилям организуемой деятельности. Режим работы устанавливается для каждого объединения отдельно с учетом специфики его работы. Периодичность заседаний - не реже 1 раза в учебную четверть. Возглавляет объединение председатель методического объединения, которым может являться либо заведующий отделом, либо педагог из числа наиболее опытных. Такая работа оплачивается в установленном порядке (в качестве надбавки к заработной плате).
Создание методических объединений также преследует цели самообразования, приобретение дополнительных возможностей для более эффективной организации методической и педагогической деятельности каждого структурного подразделения Детско-юношеского центра. Работа методобъединений ведется в соответствии с единой методической темой и направлениями деятельности Центра.
В ДЮЦ «Орион» созданы и осуществляют деятельность следующие методические объединения:
-МО теории и методики туристско-спортивной и краеведческой работы;
-МО теории и методики художественно-эстетического образования;
-МО теории и методики научно-технического и прикладного творчества;
-МО теории и методики социально-педагогической деятельности;
-МО теории и методики культурно-досуговой и воспитательной работы;
-МО теории и методики профессиональной ориентации и предпрофильной подготовки;
Школа молодого педагога. Спецификой работы данного профессионального объединения в ДЮЦ "Орион" является включение молодых специалистов и вновь прибывших педагогов в освоение основных для работы в системе дополнительного образования положений по педагогике, методике и психологии. Речь идет не о проведении методических мероприятий, организационно независимых от образовательного процесса в Центре, которые отражают только его отдельные аспекты, а о целенаправленно выстроенной схеме методических действий на базе реально существующей в учреждении работы с обучающимися с учетом ее специфики.
Подготовка специалиста может быть организована в краткосрочном (несколько дней) и длительном (несколько недель) режиме. Такая подготовка включает в себя циклы теоретических и практических занятий, специальным образом организованный обмен опытом, практическую деятельность молодых специалистов и вновь прибывших педагогов и выполнение ими творческих заданий, совместную практическую работу с детьми тех, кто руководит стажировкой и тех, кто ее проходит. В программу такой подготовки включены различные элементы работы, принятые в системе переподготовки и повышения квалификации кадров: встречи со специалистами, собеседования, экскурсии, индивидуальные и групповые консультации, проблемные и учебные семинары, круглые столы, практикумы, обучающие игры, парно-индивидуальная работа и др.
«Профессионал» школа профессионального мастерства. Эта форма организации методической работы возникла в ДЮЦ "Орион" в связи с необходимостью обеспечения непрерывности повышения профессионального мастерства. Приобретение азов знаний по педагогике и методике дополнительного образования необходимо продолжать в системе дальнейшего развития, освоения продуктивных форм работы, профессионального общения с коллегами и специалистами в различных областях.
Деятельность школы «Профессионал» осуществляется в системе краткосрочных курсов разнообразной тематики, выбирать которую каждый педагог может в соответствие с собственными интересами и потребностями. Среди них: «Технология подготовки и участия педагога дополнительного образования в конкурсах профессионального мастерства», «Особенности подготовки и участия педагога дополнительного образования в научно-практической конференции», «Технология организации проектной и учебно-исследовательской деятельности в системе дополнительного образования детей», «Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС», «Фандрайзинг в образовании», «Игровые технологии в практике работы педагога дополнительного образования», «Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в системе дополнительного образования» и др. Тематика курсов формируется на основе изучения затруднений и спроса на повышение профессионального мастерства педагогических работников.
Помимо перечисленных выше элементов, такое профессиональное педагогическое объединение подразумевает развернутую демонстрацию практической работы опытных педагогов, обмен опытом всех участников школы, консультативно-практическую помощь педагогам, которые предпринимают попытки использовать данный опыт в своей работе.
Школа информационно- коммуникационной компетентности удовлетворяет запрос педагогов в освоении ИКТ. При проведении семинаров для педагогов дополнительного образования в сфере информационно-коммуникационных технологий слушателям предлагается разнообразная тематика: «Локальные и глобальные сети», «Графический пакет Adobe Photoshop», «Электронные таблицы EXCEL», «Графический пакет Corel Graphics Suite», «Создание электронного учебника средствами Microsoft Office» и др.
Повышения профессионального мастерства в области ИКТ происходит на базе компьютерного класса Детско-юношеского центра «Орион», оснащенного современным материально-техническим и программным обеспечением.
Сайт– это сегмент в глобальной сети Интернет, включающий совокупность информации и электронных документов, объединенных под одним адресом. Официальный сайт муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр «Орион» имеет адресhttp://www.orionnvkz.ru/ На главной страничке сайта размещаются новости о жизни учреждения, информация о предстоящих и состоявшихся событиях, проходящих мероприятиях. Помимо этого, на главной странице размещены названия всех структурных подразделений Центра, с деятельностью которых можно ознакомиться, перейдя по соответствующей ссылке. Также главная страница содержит информацию о партнерах организации. Структура сайта включает такие рубрики как: «От администрации», «О Центре», «Галерея», «Форум», «Ссылки», «Структура Центра», «Клуб Семья+», «Педагогическая копилка».Сайт является подспорьем в информационно-методическом сопровождении образовательного процесса, поскольку в рубрике «Педагогическая копилка» содержатся практико-ориентированные материалы, помогающие педагогам в их деятельности, в том числе: сценарии, разработки мастер-классов, беседы, материалы собраний для родителей. Форум для педагогов помогает организовать эффективное профессиональное общение по актуальным проблемам и темам, над которыми работают педагоги.
Сайт педагогической общественности «Воспитать человека» размещен в сети Интернет по адресу http://vch.orionnvkz.ru/ Работа сайта направлена на поддержку инновационной деятельности педагогов в использовании новых педагогических технологий в образовательном процессе, пополнение открытого банка качественных учебно-дидактических и методических разработок. Сайт включает рубрики: «Профессиональный клуб», «Конференции», «Педагогическая гостиная», «Фестивали, конкурсы».
Информационно-методическое сопровождение работы сайта «Воспитать человека» осуществляется медиатекой Центра (планирование и организация проходящих на сайте мероприятий, отбор материалов их участников, размещение материалов по обобщению опыта педагогов, информирование, размещение новостей и другое).
Посетители сайта получают возможность вступить в профессиональный клуб. Профессиональный Клуб педагогов дополнительного образования «Воспитать человека» - площадка для общения и обмена опытом, повышения профессиональной компетентности педагогических работников системы дополнительного образования детей и педагогических работников иных образовательных учреждений. Это место конструктивного профессионального взаимодействия, в ходе которого решаются задачи личного и профессионального развития, расширения партнерских связей, приятного общения с коллегами.
Участники клуба получают:
- возможность общения в среде профессионалов, причастность к профессиональному сообществу;
- возможность получения полезной информации по педагогике и системе дополнительного образования детей;
- возможность поиска партнеров для разработки и реализации своих образовательных проектов, приобретения полезных связей;
- помощь, профессиональные советы коллег;
- возможность поделиться своим опытом;
- возможность участия в конференциях, конкурсах, фестивалях.
Предметом деятельности Клуба является:
- консолидация педагогов для решения актуальных профессиональных и социальных проблем;
- активизация научно-методической и общественной работы педагогов через систему специально разработанных мероприятий;
- организация мест демонстрации профессионального мастерства, проведение конференций, семинаров, круглых столов, фестивалей, конкурсов и смотров педагогического мастерства;
- оказание консультационной и организационной помощи в профессиональном становлении молодых учителей и их научно-методической деятельности;
- ознакомление с опытом работы действующих общественных объединений молодых педагогов.
- встречи с педагогами дополнительного образования, участниками профессиональных конкурсов, педагогическими коллективами УДОД, представителями отделом, комитетов образования и др.
- размещение материалов по занятиям, уроков мастерства, мастер-классов;
- виртуальные профессиональные методические объединения на общественных началах по основным направлениям деятельности учреждений дополнительного образования;
- конкурсы, фестивали открытых занятий, мастер классов и т.п.
Сайт «Спортивный туризм и спортивное ориентирование в ДЮЦ «Орион» - http://tmorion.narod.ru/ .
Сайт имеет следующую структуру:
«Главнаястраница», «Календари», «Документы», «Ссылки», «Контакты», «Доска почета». На главной странице сайта размещается информация о проводимых мероприятиях туристско-краеведческой направленности, положения о Чемпионатах, Первенствах и соревнованиях по спортивному туризму и ориентированию. На сайте содержится нормативно-правовая и организационно-методическая база, связанная с организацией туристско-краеведческой деятельности, мероприятий данной направленности, материалы для повышения профессионального мастерства педагогических кадров.
Консультативный центр по аттестации педагогических и административных работников. Предназначение работы данного профессионального объединения – оказание методической и практической помощи педагогам при прохождении процедуры аттестации на повышение или подтверждение квалификационной категории. Центром осуществляется информирование по порядку и регламенту аттестации, требованиями по квалификационным категориям, подготовке необходимых документов и правилах их оформления. Педагогам предоставляется разнообразный справочно-информационный и учебно-методический материал для участия в аттестации, оказание помощи в оформлении документов.