ЦТКиФСР
Центр ДО
Центр-ОМР
Центр ХЭО
ОБРАЗЦОВЫЙ ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ
«ФОЛЬКЛОРНЫЙ АНСАМБЛЬ
«СИБИРОЧКА»
АНСАМБЛЬ ДЕТСКОЙ ЭСТРАДНОЙ ПЕСНИ
«ВЕСЕЛЫЙ ВЕТЕР»
«СТУДИЯ АКРОБАТИКИ И ТАНЦА «КОМПЛИМЕНТ»
«СТУДИЯ ХОРЕОГРАФИИ «РАДУГА»
СТУДИЯ ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА
«ФАНТАЗЕРЫ»
СТУДИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА
«ЗЕРКАЛО»
DJ STUDIO
МУЗЫКАЛЬНАЯ СТУДИЯ "АНСАМБЛЬ ГИТАРИСТОВ"
ТЕАТРАЛЬНАЯ СТУДИЯ "ОВАЦИИ"
ТЕАТР НАЦИОНАЛЬНОГО ТАНЦА «ЯСМИН»
Детский центр профессий «Город Мастеров»
Театр-студия "Креатив"
«Хобби Центр»
На главную
Центр научно−методической работы
Центр СПР
Центр социально-педагогической работы
Подготовка к школе «Росток»
Школа художественно-эстетического развития «Маленькая страна»
«Группы психолого-педагогической поддержки для детей с ОВЗ и их родителей
Ассоциация волонтеров
"Доброе дело"
«ID - Media» - детское и молодежное телевидение
«Танцевальная ритмика»
«Fun school - школа английского языка»
На главную
Центр ДОТ
ЦБДД
ЦТиПТ
НО «Фонд развития ДЮЦ «Орион»
АНО «Социальное партнерство»
Доступная среда
Доступная среда
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - детей с ОВЗ) и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, воспитания, коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
В связи с этим обеспечение реализации права детей с ОВЗ на образование в МАУ ДО «ДЮЦ «Орион» рассматривается как одна из важнейших задач.
В Центре реализуется 88 программ, куда без ограничения зачисляются учащиеся по следующим направленностям: художественная, социально-педагогическая, техническая, туристско-краеведческая, физкультурно-спортивная. При зачислении в детско-юношеские объединения физкультурно-спортивной направленности и в хореографические и цирковые коллективы необходимо предъявления медицинской справки о возможностях здоровья для занятия в указанных объединениях.
В 2021 году в студиях и объединениях центра обучается более 280 учащихся с ОВЗ, в том числе дети с нарушениями слуха, зрения, тяжелыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического и умственного развития.
Центром широко используется инклюзивное обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов. В основе практики инклюзивного обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного учащегося и, следовательно, обучение организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребенка с ОВЗ. Инклюзивное образование делает акцент на персонализации процесса обучения.
С 2012 года в Центре реализуются мероприятия дистанционного обучения детей-инвалидов, в том числе мастер-классы, творческие гостиные, вебинары. В целях создания условий участникам образовательного процесса для реализации дистанционного обучения педагогами Центра планомерно и систематически ведется работа по поддержке и развитию электронной информационно-образовательной среды на портале дистанционного обучения Центра, на котором размещены информационные и методические материалы, образовательные ресурсы, ссылки на образовательные ресурсы, находящиеся в свободном доступе в сети Интернет, что позволяет обеспечить освоение и реализацию дополнительных общеобразовательных программ.
Комплексное психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в Центре обеспечивает структурное подразделение «Лекотека – мир равных возможностей», которое осуществляет образовательную деятельность по комплексным дополнительным общеразвивающим программам в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.
Во всех студиях и объединениях центра ведется работа по социально-психологической профилактике, проводятся мероприятия, направленные на профилактику неблагополучного поведения в детско-подростковой среде в условиях образовательного процесса, предупреждение явлений дезадаптации учащихся, фактов асоциального поведения, разработка рекомендаций педагогам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития, пропаганда здорового образа жизни.
Ежегодно в Центре для детей с ОВЗ проводятся фестивали, конкурсы, соревнования для детей с ограниченными возможностями главными задачами которых являются: выявление одаренных, талантливых детей; помощь в определении перспективы их дальнейшего развития; способствование стремлению детей с ОВЗ и инвалидностью к сплочению в коллективе, укреплению взаимопонимания, повышению и укреплению авторитета среди сверстников. Концертные и конкурсные программы состоят из номеров различных жанров: вокал, хореография, художественное чтение, фольклор, театр, народные, эстрадные песни и танцы, сольное исполнение, театрализованные миниатюры. Дети с ОВЗ представляют свои работы на выставках декоративно-прикладного творчества по разным номинациям: вязание, вышивка, мягкая игрушка, коллаж, тестопластика, работа с кожей и природным материалом, бисероплетение, изобразительное искусство.
Для реализации указанной задачи в государственной программе «Доступная среда» в Центре созданы условия для обучения детей с ОВЗ:
- установлены пандусы, проведена реконструкция порогов, установлены опорные поручни в коридорах, установлены визуальные информационные знаки, приобретено специализированное оборудование, комплекты для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, а также оборудование для кабинетов психомоторной коррекции, оборудована сенсорная комната.
С детьми с ОВЗ проводятся учебные занятия с использованием комплектов аппаратно-программных комплексов для детей с ограниченными возможностями здоровья, психологические тренинги, индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с детьми, имеющими проблемы в обучении, диагностическая работа сформированности познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы, снятие эмоционального и умственного напряжения, агрессивности учащихся.
Центр активно осуществляет деятельность, направленную на помощь родителям в решении вопросов, связанных с ранним развитием ребенка, коррекционными и оздоровительными занятиями, проводит консультативную деятельность, занятий для родителей (законных представителей) учащихся по освоению методов развития психической сферы ребенка, физического развития. В Центре разработаны методические материалы для родителей, направленные на социально – психологическую и педагогическую семейную поддержку детей.
Таким образом, в МАУ ДО «ДЮЦ «Орион» создаются необходимые условия для полноценного образования и развития детей с ОВЗ и инвалидностью.
Возможности получения образования всеми детьми, независимо от ограничений возможностей их здоровья, законодательно закреплено в следующих нормативно-правовых актах федерального уровня:
• Конституция РФ
• Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, ст.2);
• Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 № 28);
• Положение о психолого-медико-педагогической комиссии (утверждено приказом Минобрнауки России 20 сентября 2013 г.;
• Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
• Приказ Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов, объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказание им при этом необходимой помощи»
Нормативно-правовые акты регионального уровня:
• Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.05.2016 г. № 196 «Об утверждении комплексной программы «Доступная среда в Кемеровской области» на 2016 – 2023 годы» (в ред. Постановлений Правительства Кемеровской области-Кузбасса от 22.06.2021 г. №360);
• Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 8 ноября 2013 г. № 480 «Об утверждении порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательных организаций и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях» (в ред. Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 13.10.2014 3 413).
• Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 09.08.2010г. № 338 «О внесении изменений в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 09.06.2005 № 54 «О мерах по реализации Закона Кемеровской области от 14.02.2005 № 25-ОЗ «О социальной поддержке инвалидов» (в ред. Законов Кемеровской области от 28.12.2016 г. №98-ОЗ).